26.07.13. Тема кабельной трассировки и поиска повреждений методами звуковых частот дополнена серией страниц.
Теория, начиная со страницы Теория трассировки кабелей. Метод максимума.
Множество иллюстаций из презентаций со страницы Иллюстрации использования кабелеискателей
Общий обзор темы на странице Обзор темы Трассировка

ИМПИ-3. Искатель места повреждения изоляции

Официальная методика работы с ИМПИ-3 (из паспорта) есть на отдельной странице. Схемы и принцип работы ИМПИ-2 на странице "Модернизация кабелеискателя ИМПИ-2".

Краткая методика или личный опыт работы с ИМПИ-3

Этот прибор в своё время был очень распространённым. Практически все участки и узлы связи бывшего СССР имели его в работе или на складе. Причём часто комплект не пользовался популярностью у кабельщиков из-за некоторой сложности в использовании и наличия более простых и понятных искателей повреждений (например, КИ4-П). Поэтому в 90-ые годы в «загашниках» кабельных участков этот комплект можно было обнаружить практически нетронутым.

В стандартной комплектации состоял из генератора ГИС, усилителя УМ-ГИС, указателя трассы ИП-8, искателя повреждений ИМПИ-3 и набора штырей и шнуров. Собственно по названию искателя его обычно так и называли ИМПИ-3.

Серьёзным достоинством прибора является возможность отыскать повреждения изоляции в 1 – 2 Мома (по паспорту до 5Мом), что не под силу даже современным разработкам. Видимо, причиной отказа от производства подобных аппаратов стала слишком большая мощность связки ГИС и УМ-ГИС, и большого уровня помех наводимых комплектом. Для определения трассы и глубины залегания кабеля можно использовать только два прибора из комплекта: ГИС и ИП-8. Собственно в таком включении эта пара приборов мало, чем отличается от обычного генератора с кабелеискателем. ГИС для этой цели содержит отсек для батареек, которые при ином включении не используются.

Поиск повреждений прибором ИМПИ-3

Для поиска повреждений изоляции комплекту необходимо внешнее питание 12 или 24 V. Для этого, как правило, используется автомобильный аккумулятор, питание подключают к УМ-ГИС, к соответствующим клеммам. ГИС и УМ-ГИС соединяются между собой шнуром (используются разъемы советской аудиотехники). По этому шнуру на ГИС передаётся питающее напряжение, а сигнал генератора, наоборот поступает в УМ-ГИС. Когда всё включено правильно стрелки на индикаторах обоих приборов начинают синхронно прыгать. Далее прибор выключают, а к клемме «ИМПИ» (УМ-ГИС) подключают повреждённую жилу кабеля или броню оптоволокна. Клемму «Общ.» заземляют на расстоянии 10 – 15 метров от оконечного устройства. На это обращаю особое внимание: клемма «земля» в этом приборе не нагружается сигналом и незнакомые с комплектом ИМПИ-3 люди часто ошибаются, заземляя только её.

Комплект включается и с помощью согласующих переключателей на ГИС и УМ-ГИС (сектор ИМПИ) добиваются, чтобы стрелки обоих индикаторов отклонялись до предпоследнего сектора. Далее по отклонению стрелки на УМ-ГИС можно судить об изменении сопротивления повреждённого участка. Если «повреждуха» начнёт высыхать стрелка станет прыгать правее сектора или даже зашкаливать.

Трасса размечается при помощи ИП-8.

Далее ИМПИ-3. Методика, а описанная далее несколько отличается оттого, что написано в паспорте прибора, непринципиально, но меня в своё время учили именно так. Штыри проводами подключаются к клеммам «1» и «2». Один провод делается нормальным, 1-1,5 метра, второй метров 7-10. Оператор, держащий ИПМИ-3 берёт себе штырь с коротким шнуром, второй забирает штырь с длинным. Штыри втыкаются в грунт не поперёк трассы, как в паспорте, а вдоль неё, естественно на всю длину шнуров, то есть на расстоянии 7-10 метров. Проверив таким образом один участок операторы перемещаются далее.

Об индикаторе прибора. У ИМПИ-3 есть несколько серьёзных отличий от приборов подобного назначения.

1. Стрелка в уравновешенном состоянии находится в середине индикатора на «0». (Если стрелка плотно залегает в одной из сторон и не выводится в середину соответствующим регулятором вероятнее всего причина в отсеке с батарейками)

2. В момент погружения штырей в грунт стрелку начинает судорожно бить в обе стороны, причём при любом ослаблении. Это не является признаком повреждения. Надо подождать некоторое время, не касаясь штырей и не сдвигая их. Если повреждения нет стрелка через 5 - 10 секунд останавливается около «0».

3. В двух из трёх индикаторов у нас стрелка часто залипает в одном из крайних положений. Проблема «совковой» техники решается по «совковому» лёгким постукиванием по корпусу прибора.

4. Собственно повреждённый участок определяется по ритмичным, в такт генератора, не затухающим скачкам в обе стороны от «0». По амплитуде этих колебаний, с учётом переключателей «ослабление» и определяют место повреждения.

Как правило, стрелка начинает ритмично отклонятся за несколько десятков метров от «повреждухи». Приближаясь к месту повреждения, расстояние между штырями уменьшают. Как правило, при сопротивлении повреждения в 10 – 40 кОм прибор зашкаливает даже на максимальном ослаблении и с расстоянием между штырями в 1м.

Напоследок рекомендовал бы прочитать страницу Контактный метод. Поиск повреждения кабеля штырями. То, что присуще контактным методам поиска присуще и ИМПИ-3, только ошибаешься при работе с ним гораздо реже.

Официальная методика работы с ИМПИ-3 (из паспорта) есть на отдельной странице: "Описание и принцип работы прибора ИМПИ-3"

Статья из журнала Радио об ИМПИ-2 на странице "Модернизация кабелеискателя ИМПИ-2".


С этой страницы можно скачать паспорта приборов из комплекта ИМПИ-3: ИМПИ-3, ИП-8, УМ-ГИС. Все паспорта содержат описания принципов работы приборов, схемы и их описания, режимы работы микросхем и даже содержание драгметаллов в этих приборах.

Паспорт ИМПИ-3 скачать. (1,3 Мб)

Паспорт УМ-ГИС скачать. (2,3 Мб)

Паспорт ИП-8 скачать. (1,5 Мб)

26.07.13. Тема кабельной трассировки и поиска повреждений методами звуковых частот дополнена серией страниц.
Теория, начиная со страницы Теория трассировки кабелей. Метод максимума.
Множество иллюстаций из презентаций со страницы Иллюстрации использования кабелеискателей
Общий обзор темы на странице Обзор темы Трассировка